Особенности работы в иностранной компании

В определенный момент любой квалифицированный специалист встает перед выбором – карьера в российской или иностранной компании. В отличие от 90-х годов, когда предложения по зарплате иностранных компаний отличались от предложений российских работодателей не менее чем в два раза, сегодня деньги перестали быть первопричиной выбора западного работодателя. В настоящее время оклады крупных иностранных и российских компаний практически не отличаются. Тем не менее, существуют значительные различия в корпоративных стандартах, отношении к персоналу, социальных гарантиях и стиле руководства российских и иностранных компаний.

Остановимся на некоторых отличительных особенностях работы, которые необходимо учитывать, устраиваясь на работу в иностранную компанию.

Социальная ответственность

Западный стиль руководства характеризуются, прежде всего, стабильностью, неукоснительным соблюдением трудового законодательства, прозрачностью ведения бизнеса, “белой” зарплатой, отработанной системой бонусов, премий и поощрений, активным внедрением инноваций работодателем, уверенностью в завтрашнем дне сотрудников. Большое значение уделяется также планированию карьеры, развитию и обучению персонала за счет компании. Что же касается российского бизнеса, то большинство российских работодателей, к сожалению, не привыкли к “прозрачности” ведения бизнеса, не всегда платят “белую” зарплату и скептически относятся к необходимости затрат на повышение профессионального уровня своих сотрудников. Соблюдение законодательства о труде и социальная ответственность являются скорее исключением из обычной практики, нежели правилом.

Стиль руководства

Отношения руководителя и подчиненного в иностранной компании также в значительной мере отличаются от российских стандартов. На Западе цель руководителя – помочь подчиненным в их работе. Отличие руководителя от простого работника состоит не в наличии подчиненных и отдельного кабинета, а в масштабе принимаемых им решений. Для западного стиля руководства характерно партнерство руководителя и подчиненного. Российскому руководителю свойственен, как правило, авторитарный стиль управления, что ведет к установлению между руководителем и подчиненными большой дистанции и строгой иерархии в отношениях. При таком подходе работнику с собственными идеями и инициативой руководитель предпочитает исполнительного и реактивного подчиненного.
Однако объективные плюсы работы по западному образцу сопряжены с определенными психологическими трудностями для российских специалистов.

Кросскультурные различия

Все компании условно могут быть разделены на два основных типа культур: моноактивный и полиактивный. Жесткая технологичность всех процессов, систематическое и детальное планирование, применение графиков и расписаний, строгое следование планам, ведение одного проекта в определенный промежуток времени, письменное оформление всех процедур, разграничение профессионального и личного характерны для компаний с моноактивным типом культуры. В компаниях с полиактивной культурой планирование осуществляется в самых общих чертах, несколько проектов осуществляются одновременно, увеличение времени исполнения проекта вследствие изменившихся обстоятельств является обычной практикой, персонал ориентирован в большей мере на рабочий процесс, чем на конечный результат, профессиональное и личное часто смешивается и т.д. Подавляющее большинство работающих в России иностранных компаний относятся к моноактивному типу, в то время как представители российского бизнеса в силу особенностей российского менталитета являются яркими представителями полиактивной культуры. В таких условиях российскому индивидууму не всегда просто влиться в чуждую для него бизнес культуру иностранных коллег.

Корпоративные стандарты

В иностранных компаниях бизнес-процессы отработаны до мелочей, должностные обязанности каждого сотрудника четко определены в должностной инструкции, внедрены правила и стандарты корпоративного поведения. Одним из ярких примеров корпоративных стандартов является наличие в любой иностранной компании контрольных процедур в виде ежемесячных, еженедельных и даже ежедневных отчетов о выполненной работе. Объективная ценность западных стандартов зачастую не разделяется российскими сотрудниками, имеющими многолетний опыт устных отчетов перед руководством по принципу “когда спросят”.

К особенностям корпоративных стандартов можно отнести и так называемый “дресс-код”, т.е. жесткие требования к деловому стилю одежды сотрудников, предъявляемые в иностранных компаниях. В некоторых компаниях языком общения является иностранный, как правило, английский. В этом случае от сотрудников требуется не только ведение всей переписки на английском языке, но и повседневное общение между собой на языке компании.
Также, необходимо быть готовым к тому, что все действия сотрудников тщательно контролируются руководством компании, включая прослушивание телефонных разговоров, электронную систему контроля за входом и выходом сотрудников из офиса компании, а также чтение личной электронной почты персонала.
В отличие от российских компаний, соответствию личностных качеств кандидата корпоративной культуре и ценностям компании уделяется серьезное внимание уже на стадии отбора кандидата на должность, когда соискатель проходит многоступенчатые собеседования, целью которых помимо проверки профессиональных знаний, является определение его психологического портрета.

Взаимоотношения в коллективе

В иностранных компаниях традиционная русская душевность отсутствует. Здесь можно забыть о человеческом факторе. Несмотря на выходные, болезнь и любой форс-мажор, работа должна быть выполнена строго в срок, а качество ее выполнения всегда должно быть максимальным.
При этом между российскими и иностранными сотрудниками существует фундаментальное отличие в восприятии важности межличностных отношений на работе. Для русского человека внутренняя атмосфера в коллективе играет не менее, а иногда даже более важную роль, чем размер заработной платы. Для иностранца же зарплата всегда является основным приоритетом на работе. Он искренне не понимает, как можно работать в организации ради любимого дела, а не ради карьеры и повышения дохода. Отсутствие дружеских отношений между сотрудниками может стать еще одним неприятным сюрпризом для российского специалиста.

Возможно, вышеперечисленные особенности могут отпугнуть некоторых соискателей от работы в иностранных компаниях, но в случае отношения к работе у иностранцев как к уникальной возможности знакомства с другой бизнес культурой, стремления к повышению квалификации и собственному профессиональному развитию, опыт работы в иностранной компании может стать неоценимым вкладом в развитие вашей карьеры.

Рекомендуем

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по категориям
Поиск с Google